Что такое юзабилити сайта?

Успех веб-проекта зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Сегодня мы поговорим о еще одном важном понятии в SEO науке, о юзабилити. Многие слышали это слово, многие знают, что оно означает, но лишь немногие понимают, как важно то, что обозначает этот термин для успешного продвижения сайта.

Все дело в том, что современные поисковые системы больше всего заботятся о том, чтобы информация в интернете была доступной, полезной и что бы к ней был удобный доступ. За первые параметры отвечает критерий уникальности контента. Он очень важен. Все знают, что если сайт заподозрен в использовании не оригинального контента, а, чего доброго, и в плагиате, то это грозит не только понижением в ранжировании, но и более строгими санкциями вплоть до бана. Особенно строг в этом Google, который имеет даже специальный алгоритм для поиска, который отсеивает ресурсы с не уникальным контентом.

Что касается удобства сайта, то его критерием для поисковых систем выступает прежде всего поведенческий фактор. Если пользователь заходит на сайт, а через секунду покидает его, не совершив никаких действий, то это становится сигналом для поискового робота о том, что прежде всего контент неинтересный или не релевантный запросу, а также о том, что сайт неудобный для посетителя. Поведенческий фактор наряду с уникальностью контента определяет сегодня место сайта в поисковой выдаче практически всех поисковиков, в первую очередь лидера рынка Google. И удобство сайта играет решающую роль для улучшения поведенческого фактора. Ведь чем меньше кликов мышкой сделает пользователь к заветной цели (информация, регистрация, покупка), тем больше шансов, что он пробудет на веб-ресурсе, чем несколько секунд для того, чтобы всего-навсего убедиться, что ему тут не комфортно.

В SEO науке, как писали мы в самом начале статьи, удобство обозначается красивым словом юзабилити. О нем и о его влиянии на поведенческий фактор и конверсию сайта мы поговорим более детально.

Понятие юзабилити (англ. usability — возможность использования, способность быть использованным, полезность) пришло в сферу микроэргономики, то есть дисциплины занимающейся изучением взаимодействия в системе «человек-машина». Часто синонимом понятия юзабилити выступает термин эргономика. В обоих случаях речь идет об удобстве пользования чем-то и в минимальных усилиях для получения положительного результата.

В SEO сфере говорят о юзабилити сайта, подразумевая его удобство для пользователя, которое в первую очередь проявляется в простоте действий и в их эффективности без необходимости долго разбираться с чем-то непонятным. Юзабилити другими словами это дружелюбность веб-ресурса к пользователю, которое зависит от доступности и понятности интерфейса, глубины сайта (количества переходов к нужной странице) и общих качеств дизайна, в том числе цветового и звукового оформления.

Юзабилити, таким образом. Выступает ка критерием качества сайта, так и способом повышения процента конверсии, в том числе в виде продаж на коммерческих веб-ресурсах.

Почему это так важно?

Все дело в том, что высокий трафик не всегда означает высокую конверсию. Выглядит это так: число посетителей растет, а прибыли нет. На пути посетителя к действию стоит много препятствий, начиная от его лени и заканчивая неинтересным для него контентом. Так вот, юзабилити призвано убрать препятствия в виде, например, неудобной навигации и запутанной схемы регистрации. Все, что раздражает посетителя, начиная от кричащих расцветок оформления и закачивания долгими поисками кнопки входа, вредит юзабилити. Сайт может великолепно выглядеть, быть информативным и современным, но если его структура очень сложна для простых пользователей, в рядах которых полно младших школьников и блондинок, то сайт просто обречен на провал. Человека раздражает собственный неуспех и обижает, а если этот провал связан со сложностью регистрации на каком-то несчастном сайте, то поверьте, на это сайт он больше не вернется. Так можно растерять всех потенциальных клиентов.

Потому юзабилити важно для всех без исключения сайтов. Но особое значение оно имеет для коммерческих веб-проектов, где важен не только большой трафик, но и конкретное действие в виде покупки или заказа товара.

Как улучшить юзабилити?

Начать нужно с аналитики и проверить с помощью специальных сервисов, как видит сайт пользователь и что вызывает у него неприятие. Ваш сайт для Вас знаком, потому не вызывает негативных эмоций из-за невозможности, например, быстро найти товар, а вот сторонний человек может бросить поиски на середине, если страница с товаром слишком далеко от главной страницы.

Пониманию того, насколько хорошее юзабилити у сайта способствует также анализ трафика, отказов и конверсии.

Также есть специальное юзабилити-тестирование, которое можно заказать у разработчика сайта при его запуске или же у SEO мастера или компании.

Когда аналитические данные получены, на их основе нужно разработать стратегию улучшения.

На что нужно обратить внимание:

  • привлекательность дизайна и его не агрессивность. Большинство людей в интернете отдыхают и их ни к чему пугать кислотными оттенками или жуткой музыкой.
  • простота интерфейса. Это значит, что обычный пользователь не должен терять время на изучение его структуры, чтобы сделать простые шаги на сайте.
  • эффективность использования. Это особенно важно для интернет-магазинов, особенно относительно того, что касается совершения покупок и управления корзиной.
  • быстрый доступ к важной информации. Она не только должна быть доступна в пару кликов, но и выделена так, чтобы посетитель увидел ее при первом же беглом взгляде на сайт.
  • запоминаемость действий на сайте.
  • учет особенностей целевой аудитории. Это может проявляться как в дизайне, так и в структуре сайта.

Способы улучшения юзабилити

Для анализа юзабилити применяются различные методы, включая пользовательское тестирование. Оно включает 3 этапа. На первом производится репрезентативная выборка пользователей. Далее, приступают к выполнению задач конверсии, наблюдению и выявлению проблемных мест. Маркетологи выступают лишь наблюдателями. Им запрещено вмешиваться в процесс тестирования, чтобы не поставить под сомнение полученные результаты. Достоверные сведения можно получить, имея от 5 до 10 пользователей. Проводить расширенные исследования не имеет смысла. Более результативными оказываются тесты с малым числом участников и небольшим временным интервалом. Тестировать пользователей принято после каждого обновления дизайна.

Может быть, вы знаете этот метод. Он именуется как интерпретационный дизайн. К нему прибегают и после редизайна ресурса для повышения конверсионных показателей. Интерпретацию завершает сплит-тестирование.

Безусловно, быстро улучшить юзабилити сайта сложно. Оно зависит от слишком многих факторов. Нужно только помнить, что юзабилити не просто удобство сайта, это целая прикладная наука, которая занимается поисками лучших решений для повышения продуктивности и улучшения отношений в системе «человек-машина». Эти решения разрабатывают специалисты самых разных направлений. Это и профессиональные психологи, дизайнеры, веб-дизайнеры, маркетологи, SEO специалисты.

Еще одна очень субъективная характеристика хорошего юзабилити сайта – это то насколько приятно пользователю на нем. Этот критерий невозможно измерить, но учитывать его нужно обязательно. Удобный сайт для пользователя – это половина успеха в его продвижении.

Читать про распространенные ошибки юзабилити.

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх